Мужские страхи и воображаемая женщина (David Aidelman -Давид Эйдельман)

Это история о том как женщина, переодевшись мужчиной, сделала карьеру в католической церкви и стала Папой Римским. Папесса Иоанна — персонаж скандальный, но исключительно воображаемый.

Историки давно доказали, что этой женщины никогда не существовало. Но она всемирно известна. О ней много писали в хрониках, сочиняли поэмы, ставили спектакли, снимали фильмы. Эта, никогда не существовавшая, женщина доказывает, что для того, чтобы вызвать страхи — вовсе не обязательно существовать.

Легенда о ней у разных авторов расходится, но в общих чертах сюжетная схема достаточно проста. Томимая развратом (чем же ещё?!), некая девушка, заведшая внебрачную связь, не хотела расставаться с любовником, который уезжал учиться и, естественно, был обречен жить в исключительно мужском обществе. Девушка переоделась в мужское платье и последовала за ним. Она так продвинулась в разнообразных познаниях, что не находила себе равных. Она настолько хорошо владела словесным искусством и искусством убеждения, что стала пользоваться всеобщем уважением.

После продолжительных странствований поселилась в Риме. Её хитрость и смышленость помогла ей стать сначала нотариусом курии, затем кардиналом и, наконец, быть избранной Папой Римским. Она пару лет находится на этом посту, но поскольку не может отказаться от сексуальных утех, оказывается беременной и умирает во время религиозной процессии из ватиканского собора Святого Петра в собор Святого Иоанна Латеранского. Её грешная плоть перед смертью корчится в страшных муках на глазах у всего честного народа. Папа Римский (о ужас!) умирает на глазах толпы, разрешившись от бремени.

Папесса Иоанна — персонаж скандальный, но исключительно воображаемыйУ этой истории есть множество версий. По крайней мере, 60 средневековых хроник рассказывают историю папессы Иоанны. Хронисты и авторы описаний приводят различные доказательства, указывают на самые разные свидетельства и аргументы, предлагают свои объяснения. Именно с тех самых пор якобы мужское достоинство кардинала, который избран Папой Римским, при вступлении в сан, проверяли вручную. Папские процессии будто бы отказались от прямой дороги из Ватикана в собор Святого Иоанна Латеранского мимо церкви Святого Климентия, чтобы не проходить через то место, где случились роды.

Папесса оставила следы, упоминания, артефакты… но её никогда не было. Это воображаемая героиня, которая никогда не существовала, что не помешало ей стать предметом поклонения, как народного, так и официального. Несмотря на то, что она никогда не существовала, она стала у истоков изменения литургии и появления целого ритуала. Благодаря этой никогда не существовавшей женщине, появилось прорезное седалище, на которое, должен был воссесть новоиспеченный папа во время обряда возведения в сан, чтобы исполнитель обряда смог проверить его принадлежность к мужскому полу. Этот унизительный ритуал пришлось пройти даже Александру VI Борджиа, который на момент избрания имел четырёх незаконнорожденных детей.

Памятник Яну Гусу в ПрагеТо, что она не существовала, не помешало ни церковникам ни противникам католицизма использовать её имя в политической и теологической пропаганде. Ян Гус, обличая католицизм и защищая свою доктрину перед Констанцским собором, ссылался на папессу: «Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина». Ян Гус говорил «Церковь должна быть безупречна и незапятнанна, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребёнка?» Ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, присутствовавших на заседаниях Констанцского собора, не протестовал против этой ссылки, подтвердив своим молчанием существование этой легендарной личности.

Первые лютеранские и кальвинистские проповедники тоже обильно ссылались на папессу, воплощавшую собою всё бесчестие римской Церкви. Обличая церковь этот образ использует Великая Французская революция.

Католическая церковь использовала легенду о папессе, когда пугала паству. Знаменитый автор жития святых «Золотая легенда» доминиканец Иаков Ворагинский писал о ней: «Женщина сия начала свой путь с высокомерия и самодовольства, продолжила сплошной ложью и глупостью и закончила позором. Такова на деле и есть натура женщины, которая, взявшись за какое бы то ни было деяние, сперва принимается за него с самодовольной смелостью, посреди же него совершает глупости, а заканчивает все позорным срамом. Женщина, самонадеянно взявшись за что-либо, того не берет в расчет, что будет в конце и что всего этого касается; ей-то уж кажется, что она свершила дела великие, и если начнет она нечто достойное, то после не сумеет, пройдя начало пути, по ходу деяний своих следовать делу с мудростью, с каковой начала его, и это по причине неразумия своего. И так для нее заканчивается срамом и позорищем то, что начала она с самодовольством и храбростью и что продолжила с глупостью. И тут ясно видеть можем, что женщина начинает с высокомерием, продолжает в неразумии, заканчивает в гнусности».

Эмансипация женщин, которая началась не в ХХ веке, а забрезжила первыми лучами Гуманизма и Возрождения на излете Темных веков, именно тогда и распространилась по всей Европе легенда о папессе, вызывавшая и обратную реакцию, связанную с мужскими страхами. Вместе с образами Прекрасных дам, к коим была причислена и наша воображаемая героиня, появлялись и мифы о ведьмах, дьяволицах, папессе Сатаны.

Мужские страхи и воображаемая женщина - relevantПапесса Иоанна и есть этот воплощенный страх — плод фантазий клириков. Известный французский историк-медиевист Жак Ле Гофф пишет об этом образе: «Она хорошая иллюстрация того, как велик был страх, который испытывали перед женщиной, этой новоявленной Евой, перед ее обаянием и ее уловками, свирепые и нескладные вояки. Экий будет скандал, да просто полная катастрофа, случись вдруг женщине коварно проникнуть в мужское тело и вжиться в мужскую роль, которой достоин только мужчина. Из такого страха, из такого фантазма и родилась легендарная папесса Иоанна».

В женофобских страхах Позднего Средневековья можно ясно увидеть, что дым без огня бывает. И об этом свидетельствует не только образ Иоанны на святом престоле, но и, допустим, гонения на ведьм. Охота на ведьм, которая началась в Европе в конце XV столетия базировалась на воображаемом, но воображаемом со всеми подробностями.Мужские страхи и воображаемая женщина - relevantОт того, что совокупление ведьмы с дьяволом, который имеет три члена в форме змей, для одновременного вхождения в женскую плоть через разные отверстия, огненное дыхание и ледяную сперму — это было глупой мужской сексистской фантазией… вовсе не следовало, что результаты такого фантазирования не имели вполне реальных последствий.

Несмотря на то, что Охота на ведьм базировалась не на реальном, а на воображаемом, в ходе гонений, которые продолжались несколько столетий, было убито, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч женщин. И на процессах обвиняемые женщины сами признавались, что совокуплялись с дьяволом. В испанском сапожке еще не в том признаешься… А давшие обряд безбрачия священники подробно и дотошно расспрашивали, как это было. И подкручивая орудие пытки, требовали подробностей.

Ксенофобия — не нуждается в реальных подтверждениях. Она конструирует собственную параллельную реальность. От того, что давно доказано, что «Протоколы Сионских мудрецов» — это фальшивка, основанная на плагиате, «Протоколы» не перестают переиздаваться и распространяться. Конечно, никакие еврейские мудрецы не собирались на старом еврейском кладбище в Праге, вырабатывая макиавеллистические планы управления всем миром. Но, «Протоколами Сионских мудрецов» навеян «Майн Кампф» Гитлера. Леон Поляков писал, что нацистские лидеры начали с опьянения сенсационной низкопробной бульварщиной типа «Протоколов», а закончили претворением этих чудовищных бредней в реальность, превосходящую всякое воображение.

Ведьма на костре

Любая ксенофобия, в том числе и сексизм, сама легко создает воображаемую реальность, которая имеет вполне реальные (иногда ужасающие!) последствия.

Опубликовано Günel Fərhadqızı (Gunel Farkhad Emin)

Maliyyəçi/risk/sərmayə/ÇPL-TMM/FATCA/CRS meneceri/təlimçi/blogçu/publisist. Вы потеряете меня, лишь тогда когда я умру.

Одно мнение о "Мужские страхи и воображаемая женщина (David Aidelman -Давид Эйдельман)"

Комментарии запрещены.

%d такие блоггеры, как: